Интернет-мазагин запчастей для тракторов и бульдозеров ЧТЗ

8-951-807-31-83
8-90-90-88-49-33

Запчасти и комплектующие

Общее устройство трактора. Органы управления

3.1. Устройство трактора

Общая компоновка трактора выполнена по типу полурамной конструкции с полужесткой подвеской остова, с передним рас положением дизеля и задним расположением трансмиссии. Трактор имеет цельнометаллическую кабину с двумя сиденья ми, расположенными над трансмиссией.

Пуск дизеля производится с рабочего места тракториста. Передача крутящего момента от дизеля к ведущим колесам осуществляется через трансмиссию механического типа. Управ ление механизмами трансмиссии комбинированное — механи ческое и гидроконсервированное.

Ходовая система состоит из двух тележек гусениц, гусенич ных цепей, балансирного устройства и связана с рамой трак тора в трех точках шарнирами.

Гидравлическая система управления агрегатируемыми ору диями универсальная, раздельно-агрегатная, с двумя типами навесных систем — передней и задней.

По способу пуска дизеля трак горы выпускаются с пусковым двигателем и электростартером.

Тракторы выпускаются с бортовыми редукторами с пере даточным числом 14,79 и 9,94.

 Кинематические схемы тракторов показаны на рис. 1 и 2.

3.2. Органы управления

Органы управления трактором с пусковым двигателем.

Расположение рабочих органов управления показано на рис. 3 и 4. Назначение органов указывается символами, значе ния символов даны на рис. 5.

Кнопка (рычаг) управления стартером включает стартер при пуске пускового двигателя.

Ручка тяги воздушной заслонки карбюратора пускового двигателя предназначена для регулирования подачи воздуха через карбюратор в цилиндры двигателя. При перемещении ручки в направлении к себе воздушная заслонка закрывается, обеспечивая обогащение рабочей смеси при пуске холодного двигателя.

Рычаг переключения редуктора пускового двигателя пред назначен для изменения режимов редуктора УСКОРЕННО, ЗАМЕДЛЕННО при пуске дизеля. Крайнее переднее положение рычага соответствует ускоренной передаче; передвижением рычага в обратную сторону включается замедленная пере дача.

Рычаг механизма включения предназначен для ввода в за цепление ведущей шестерни пускового двигателя с венцом маховика дизеля при пуске. Передвижением рычага к себе ведущая шестерня пускового двигателя вводится в зацепление с зубчатым венцом маховика дизеля .

Рычаг муфты сцепления пускового двигателя предназна чен для включения муфты сцепления и торможения ведомого вала муфты при пуске дизеля. Перемещение рычага к себе включает муфту. Торможение ведомого вала муфты осуществ ляется приложением усилия к рычагу в направлении от себя. Рычаги муфты сцепления и механизма включения имеют блоки ровку, препятствующую их одновременному включению.

Рычаг механизма декомпрессора. При пуске дизеля меха низм декомпрессора, воздействуя на впускные клапаны, умень шает компрессию в цилиндрах дизеля, облегчая пуск. При пере мещении рычага к себе впускные клапаны приоткрываются.

Рычаг и педаль управления подачей топлива предназначе ны для изменения частоты вращения дизеля и его остановки. Верхнее положение рычага и верхнее положение педали соот ветствуют максимальной частоте вращения. Нижнее положение рычага и нижнее положение педали соответствуют работе дизе ля на минимальной частоте вращения. Дальнейшим перемеще нием рычага вниз полностью выключается подача топлива (останавливается дизель).

 Рисунок 3


1 — кнопка стартера; 2 — ручка тяги воздушной заслонки карбюратора; 3 — рычаг переключения редуктора пускового двигателя; 4 — рычаг механизма включения пускового двигателя; 5 — рычаг муфты сцепления пускового двигателя; 6 — кольцо цепочки управления шторкой радиатора; 7 — фонарь контрольной лампы аварийного давления топлива (рубиновый); 8 — сигнализатор засоренности воздухоочистителя; 9 — указатель напряжения; 10 — указатель давления масла в системе смазки дизеля; 11 — фонарь контрольной лампы указателя аварийного давления е системе смазки КП (рубиновый); 12 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 13 — фонарь контрольной лампы аварийного давления в системе смазки на входе в турбокомпрессор; 14 — кнопка сигнала; 15 — выключатель освещения кабины и щитка приборов; 16 ^~ выключатель передних фар; 17 — выключатель задних фар; 18 — выключатель фар на капоте; 19 — выключатель магнето; 20 — выключатель вентилятора кабины; 21 — фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы (зеленый); 22 — рукоятка акселератора; 23 — рычаг механиз ма декомпрессора; 24 — педаль деселератора; 25 — ручка тяги дроссельной заслон ки карбюратора; 26 — указатель ВМТ

 Рисунок 4


1 — рычаги гидрораспределителя; 2 — рычаг переключения диапазонов и заднего хода; 3 — рычаг механизма управления поворотом; 4 — рычаг переключения передач; 5 — штепсельная розетка; 6 — выключатель «массы», 7 — рукоятка регулирования положения сиденья по высоте; 8 — рукоятка регулирования сиденья по массе тракториста; 9 — защелка горного тормоза; 10 — фиксатор педали; 11 — педаль муфты сцепления; 12— педаль тормоза

Рисунок 5


Рис. 5. Значение символов на табличках, размещенных в кабине трактора:
 

1. Звуковой сигнал,2. Масляный фильтр гидросистемы,3. Масса,4- Давление масла в TKP.5. Обогрев дизеля.6. Вентилятор,7. Магнето,8. Электроприбор (амперметр, 80льтметр).9. Давление топлива в дизеле.10. Давление масла в дизеле,11. Освещение кабины.12. Освещение приборов^З.Дальний свет (передние фары),14. Дальний свет (задние фары).15. Давление масла а КП.16. Температура охлаждающей жидкости (дизель). 17. Воздушная заслонка — открыто,18. Воздушная заслонка — закрыто.19. Быстрее ( Редуктор пускового двигателя — замедленная передача),20. Медленнее (Редуктор пускового двигателя — замедленная передача),21. Стартерный привод ( механизм включения — выключено).22. Стартерный привод ( механизм включения

— включено)ч23. Механизм сцепления пускового двигателя — включено.24. Меха низм сцепления пускового двигателя — выключено ,25. Механизм декомпрессора

— закрытог26..Мехзнизм декомпрессора — открыто,27. Топливо открыто ( дроссель ная заслонка),28. Топливо закрыто ( дроссельная заслонка).,29. Движение вперед.,30. Движение назад.31. Трансмиссия»32. Отвал бульдозера — плавающее положение.ЗЗ. Отвал бульдозера — опускание ,34. Отвал бульдозера — подъем,35. Рыхлитель

— принудительное заглубление 36. Рыхлитель — подъем ,37. Плавающее положение (задней навески)л38. Замок-включатель стартера,39. Направление перемещения

рычага управления. Точка обозначает нейтральное положение^40. Фары капота

 

Педаль управления подачей топлива предназначена для уменьшения частоты йращения (без воздействия на рычаг). Для уменьшения частоты вращения дизеля достаточно приложить усилие к педали (ногой).

Ручка тяги дроссельной заслонки карбюратора ограничива ет ход рычага дроссельной заслонки, изменяя подачу горючей смеси в цилиндры пускового двигателя.

Ручка регулирует частоту вращения пускового двигателя при пуске. Передвижением ручки к себе частоту уменьшают. Тяга фиксируется в положении минимальной частоты вращения двига теля, для этого: вытянуть ручку до упора (совместив выступы тяги с пазами на втулке) и повернуть ее на 30-90° в любую сторону.

Кольцо цепочки управления шторкой радиатора в положе нии у опоры крыши капота соответствует открытой шторке. Чтобы закрыть шторкой доступ воздуха к радиатору, необходи мо кольцо вытянуть к себе и повернуть звено цепи в прорези.

На тракторах, предназначенных к эксплуатации в условиях тропического климата, шторка отсутствует.

Ручка крана-отстойника предназначена для открытия и за крытия крана бензобачка пускового двигателя. При положении ручки «вправо» или «влево» (до упора) кран открыт, при поло жении ручки «вертикально вниз» кран закрыт.

Рычаги управления коробкой передач (рис. 6). Правым ры чагом включается нормальный и ускоренный диапазоны пере дач и задний ход, левым рычагом включается одна из выбран ных передач. Включенные положения рычагов фиксируются устройством, связанным с педалью муфты сцепления трактора. Ни один из рычагов нельзя переключить, если не выключена муфта сцепления.

Правый рычаг сблокирован с выключателем магнето и при пуске пускового двигателя должен находиться в нейтральном положении, иначе пуск пускового двигателя невозможен.

  

Рис. 6. Схема переключения передач А — положение левого рычага пере ключения передач; В — положение правого рычага переключения диапа зонов и заднего хода; НП — нейтраль ное положение; 1 — ускоренный диа пазон; 2 — нормальный диапазон;

3 — задний ход

 

Перед остановкой дизеля рычаги управления коробкой передач необходимо установить в нейтральное положение.

Педаль муфты сцепления трактора предназначена для вы ключения муфты сцепления при переключении (включении) передач и направления движения.

Муфта сцепления легко выключается при работающем дизе ле благодаря гидравлическому устройству, облегчающему вы ключение. При неработающем дизеле выключение муфты сцеп ления затруднено и требует больших усилий.

Рычаг механизма управления поворотом. Бортовые фрикционы выключают передвижением рычага до упора в сторону требуемого поворота. При этом выключается бортовой фрикцион на той стороне, в которую необходимо повернуть трактор.

Для ускорения поворота включают тормоз после выключе ния бортового фрикциона передвижением рычага на себя. При этом рычаг на всем участке хода должен находиться в крайнем (отключенном) положении.

Торможение трактора производится без отключения борто вых фрикционов передвижением рычага к себе или педалью тормоза от себя.

При стоянках трактора на подъемах (уклонах) с нерабо тающим дизелем трактор затормозить, передвинув рычаг на себя, и зафиксировать защелкой тормоза. В этом случае бо ртовые фрикционы не выключаются.

Рычаги гидрораспределителя. На всех моделях тракторов установлен один тип гидрораспределителя.

Управление рабочими орудиями осуществляется передвиже нием рычагов гидрораспределителя.

Передние гидроцилиндры управляются левым рычагом гид рораспределителя, а подключение гидролинии обеспечивает следующие рабочие положения: НЕЙТРАЛЬНОЕ; передвижение рычага на себя — ПОДЪЕМ: от себя (через нейтральное поло жение) — ОПУСКАНИЕ; дальнейшее передвижение от себя — ПЛАВАЮЩЕЕ.

Гидроцилиндры заднего механизма навески управляются правым рычагом, а подключение гидролинии обеспечивает ра бочие позиции: НЕЙТРАЛЬНОЕ, ОПУСКАНИЕ, ПОДЪЕМ, ПЛАВА ЮЩЕЕ при тех же положениях рычага.

На тракторах без гидроцилиндров подключение гидролинии к гидрораспределителю, к гидроцилиндрам агрегата и их управ ление описано в инструкции по эксплуатации на агрегат.

Топливный сливной кран (см. рис. 54) предназначен для слива осадков и топлива из топливного бака. Кран находится на

 днище бака с левой стороны по ходу трактора. Для доступа

к крану необходимо снять щиток.

Топливный проходной кран расположен с правой стороны на днище топливного бака, служит для отключения топливного бака от системы питания в необходимых случаях.

В рабочем (открытом) положении ручка крана должна быть повернута вправо.

На щитке приборов расположены:

—- указатель напряжения в электросети трактора. Нормаль ное напряжение не ниже 24 В;

—     указатель давления масла в системе смазки дизеля. Нор мальное давление 0,2—0,5 МПа (2—5 кгс/см'.-);

—     указатель температуры охлаждающей жидкости в систе ме охлаждения дизеля. Нормальная рабочая температура 65—85 С, максимально допустимая 100 С;

—     фонари (рубинового цвета) контрольных ламп аварийно го давления: в системе питания дизеля, в системе смазки дизе ля на входе в турбокомпрессор и в системе смазки трансмиссии;

—     фонарь (зеленого цвета) контрольной лампы сигнализа тора засоренности фильтра гидросистемы;

 

—     кнопка сигналов;

—     выключатель вентилятора кабины;

 

—     сигнализатор засоренности воздухоочистителя (на стенке кабины слева);

—     блок клавишных переключателей (назначение каждой клавиши указано символами).

Внутри корпуса щитка приборов установлены предохрани тели и коммутационное электрооборудование. Доступ внутрь корпуса осуществляется через крышку, закрепленную винтами снизу корпуса.

Органы управления трактором с электростартерной систе мой пуска (ЭССП)

Расположение рабочих органов управления показано на рис. 7, символика обозначения действия дана на рис. 5.

Отличие органов управления трактора с ЭССП от описанных выше заключается в отсутствии органов управления пусковым двигателем.

На щитке приборов трактора с ЭССП дополнительно установлены:

—   выключатель ВК-862 для включения маслозакачивающе го насоса и электростартера;

—   выключатель (кнопка) системы «термостарт»;

—   фонарь контрольной лампы (зеленого цвета), указыва ющий на готовность системы «термостарт» к пуску дизеля.

  днище бака с левой стороны по ходу трактора. Для доступа

к крану необходимо снять щиток.

Топливный проходной кран расположен с правой стороны на днище топливного бака, служит для отключения топливного бака от системы питания в необходимых случаях.

В рабочем (открытом) положении ручка крана должна быть повернута вправо.

На щитке приборов расположены:

—- указатель напряжения в электросети трактора. Нормаль ное напряжение не ниже 24 В;

—     указатель давления масла в системе смазки дизеля. Нор мальное давление 0,2—0,5 МПа (2—5 кгс/см'.-);

—     указатель температуры охлаждающей жидкости в систе ме охлаждения дизеля. Нормальная рабочая температура 65—85 С, максимально допустимая 100 С;

—     фонари (рубинового цвета) контрольных ламп аварийно го давления: в системе питания дизеля, в системе смазки дизе ля на входе в турбокомпрессор и в системе смазки трансмиссии;

—     фонарь (зеленого цвета) контрольной лампы сигнализа тора засоренности фильтра гидросистемы;

 —     кнопка сигналов;

—     выключатель вентилятора кабины;

 —     сигнализатор засоренности воздухоочистителя (на стенке

кабины слева);

—     блок клавишных переключателей (назначение каждой клавиши указано символами).

Внутри корпуса щитка приборов установлены предохрани тели и коммутационное электрооборудование. Доступ внутрь корпуса осуществляется через крышку, закрепленную винтами снизу корпуса.

Органы управления трактором с электростартерной систе мой пуска (ЭССП)

Расположение рабочих органов управления показано на рис. 7, символика обозначения действия дана на рис. 5.

Отличие органов управления трактора с ЭССП от описанных выше заключается в отсутствии органов управления пусковым двигателем.

На щитке приборов трактора с ЭССП дополнительно установлены:

—   выключатель ВК-862 для включения маслозакачивающе го насоса и электростартера;

—   выключатель (кнопка) системы «термостарт»;

—   фонарь контрольной лампы (зеленого цвета), указыва ющий на готовность системы «термостарт» к пуску дизеля.

 

 

Рис. 7. Органы управления дизелем с ЭССП и щиток приборов:

1 — кольцо цепочки управления шторкой радиатора; 2 — сигнализатор засоренно сти воздухоочистителя; 3 — указатель напряжения; 4 — фонарь контрольной лампы датчика аварийного давления то плива ( рубиновый); 5 — указатель да вления масла в системе смазки дизеля; 6 — фонарь контрольной лампы указателя аварийного давления в системе смазки КП (рубиновый); 7 — указатель темпе ратуры охлаждающей жидкости; 8-— фо нарь контрольной лампы аварийного да вления масла в системе смазки на входе в турбокомпрессор (рубиновый); 9 — вы ключатель МЗН и стартера; 10 — вы ключатель освещения кабины и щитка приборов; 11 — выключатель передних фар; 12 — выключатель задних фар; 13

— выключатель фар на капоте; 14 — вы ключатель вентилятора кабины; 15 — фо нарь контрольной лампы системы «тер мостарт» (зеленый); 16 —■ выключатель системы «термостартч; 17 — рукоятка ак селератора; 18 — фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра   гидросистемы   (зеленый);   19

— кнопка сигнала; 20 — рукоятка де компрессора; 21 — педаль деселератора; 22 — указатель ВМТ

 

Пятая клавиша в блоке клавишных переключателей свободна.

Внутри корпуса щитка приборов установлены предохрани тели, реле блокировки стартера и электрофакельного устрой ства, коммутационное электрооборудование.

Оперативно и компетентно проконсультируем по всей имеющейся базе запчастей Т-170, Т-130, Д-160, Д-180, ДЗ-98, ОБ10.

Звоните не откладывая!